Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Основы законодательно-нормативной базы деятельности предприятий ЖКХ в области инноваций и инвестирования в инновации

Автор: Пацинский Алексей Валерьевич

 

Вопросы энергосбережения и энергетической эффективности на сегодняшний момент имеют наибольшую актуальность для развития российской экономики, особенно для такой отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство. Ведь ни для кого не секрет, что несмотря постоянно повышающиеся тарифы, техническое состояние инфраструктуры ЖКХ оставляет желать лучшего. На данный момент, без решения проблем в сфере энергосбережения невозможно дальнейшее развитие данной отрасли экономики. Ведь именно инновациями в ЖКХ можно считать применение технологий энергосбережения.Именно это, в конечном итоге, может позволить экономить на самих энергоресурсах и, соответственно снижать себестоимость конечной продукции для потребителей (в виде коммунальных ресурсов), а также снижать затраты как управляющих компаний, так и энергоснабжающих компаний, что в конечном итоге приведёт к увеличению экономической эффективности.

В данном случае необходимо вести речь не о правовом регулировании деятельности предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом, а о правовом регулировании общественных отношений в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.В конце 1990-х - начале 2000-х годов был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, половиной субъектов РФ были приняты законы об энергосбережении, созданы центры энергоэффективности и агентства по энергосбережению, началась реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тонн условного топлива в год.Однако, большинство субъектов экономической деятельности в данной отрасли не спешили использовать свободные финансовые ресурсы, полученные от оказания коммунальных услуг, для инвестирования в новые технологии ведения хозяйственной деятельности в данном сегменте рынка.Причин этому было несколько:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции, поэтому была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования. Соответственно, была ослаблена вероятная возможность с помощью государственного регулирования «принудить» предприятия сферы ЖКХ инвестировать в новые технологии;

- изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, других законах РФ сделали неприемлемыми предусмотренные ФЗ"Об энергосбережении" меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;

- в результате административной реформы 2004 года была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.

В связи с этим перед государством вновь стал вопрос о создании эффективной системы государственного регулирования отношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как способ привлечения инвестиций в инновационные технологии в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Такое регулирование не возможно без существования нормативного правого акта федерального уровня. Поэтому был разработан и появился Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С учетом негативного опыта реализации предшествующего Закона "Об энергосбережении", одновременно с установлением правовых основ в сфере энергосбережения он вносит изменения в другие законодательные акты с целью обеспечения механизма применения норма закона в практической деятельности.

Цель, которая преследовалась законодателем - это создание правовых, экономических и организационных основ для стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности и, следовательно, привлечение инвестиции в создание новых технологий по энергосбережению.

Среди правовых основ можно назвать сам Закон, а также иные нормативные правовые акты, которые должны быть приняты в соответствии с уже указанным Законом.

В Законе заложены меры экономического стимулирования для применения программ энергосбережения, в частности:

- содействие в осуществлении инвестиционной деятельности;

- содействие в разработке и использовании объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

- поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения.

С момента настоящего Закона в 3 раза увеличился спрос на энергоэффективное оборудование (приборы учета тепловой энергии, электроэнергии и воды). К сожалению это говорит о том, что без надлежащего государственного стимулирования, предприятия сферы ЖКХ не планировали инвестировать свободный капитал в применение новых технологий.

Необходимо отметить правовые основы стимулирования мероприятий по инвестированию свободного капитала в энергосбережение и повышению энергетической эффективности, которым уделяется немало внимания:

1) в соответствии с ч. 2статьи 1, целью Закона обозначено создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) вторым принципом правового регулирования в сфере энергосбережения согласно п. 2 ст. 4 Закона установлена поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) мерой обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями определено оставление без учета сокращения расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутого им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов при планировании указанных бюджетных ассигнований (см. ч. 2 ст. 24 Закона);

4) регламентировано использование в порядке ч. 3 ст. 24 Закона экономии средств, достигнутой за счет мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда);

5) в соответствии с ч. 6 ст. 25 Закона обозначен приоритет установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала (с применением метода сравнения) с учетом неравномерности темпов изменения отдельных показателей, оказывающих влияние на размер необходимой валовой выручки таких организаций при условии достижения ими совокупного размера необходимой валовой выручки за весь период, на который установлены долгосрочные тарифы;

6) согласно ч. 7 ст. 25 Закона расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и обязательных для включения в программы в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, учитываются при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала);

7) возможность сохранения за организациями экономии, полученной при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств (см. ч. 8 ст. 25Закона);

8) в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона основными мерами государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в том числе установлены содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения, реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, и др.;

9) определение в соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона порядка налогового стимулирования (мер государственной поддержки) инвестиционной деятельности в области энергосбережения путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;

10) установление правового механизма софинансирования (бюджетного субсидирования) расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (см. ч. 3 ст. 27 Закона);

11) регламентирование в соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона правовых основ установления социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных цен (тарифов), применяемых при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке);

12) обозначение правового механизма установления предельных уровней тарифов с учетом долгосрочных тарифов, а также запрет государственного регулирования цен (тарифов) в отношении объема тепловой энергии (мощности) по долгосрочным договорам (см. ст. 31 Закона);

13) четвертой амортизационной группой с повышенным коэффициентом 2 в порядке п. 4 ч. 1 ст. 259.3 НК РФ обозначены амортизируемые основные средства, относящиеся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, если в отношении таких объектов осуществлялось определение классов их энергетической эффективности (см. ст. 36 Закона).

Таким образом, основной документ, регламентирующий возможность инвестиционной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определяет главные критерии, при соблюдении которых, инвестирование свободного капитала предприятий в новые (инновационные) проекты, связанные с энергосбережением может быть не только обязательным, но и экономически обоснованным и выгодным для субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, положения федерального закона «Об энергосбережении», в части, прямо касающейся предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства ещё более детально регламентированы в ст.7 ФЗ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а именно в части обоснованности тарифов на тепловую энергию. То есть, законодательно установлено, что предприятия будут утверждать тарифы на свою продукцию с обязательным учётом инвестиционного капитала в новые технологии. При этом, следует отметить, что в результате мероприятий по инвестированию в энергосберегающие и инновационные технологии, при меньшем объеме потребляемого энергетического ресурса, качество энергоснабжения не страдает, а соответственно должна увеличиться экономическая эффективность предприятия.

Помимо, непосредственно самого Федерального закона от 23 ноября 2009 года, также были разработаны подзаконные нормативные акты, способствующие наиболее полному созданию возможностей для инвестиций в новые технологии. К таким нормативным актам следует отнести приказМинистерства экономического развития РФ от 4 июня 2010 г. N 229 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений". Ведь при применении новых технологий при создании как элементов, так непосредственно самих инженерных систем ресурсоснабжения, должно важную роль играет стоимость потребленных ресурсов в процессе эксплуатации здания, строения или сооружения.

При этом, несмотря на принятие закона и регламентации стимулирующих мер для инвестирования в новые технологии, многие предприятия сферы ЖКХ предпочитают вести деятельность по устаревшим технологиям. Исходя из этого, как самим законом, так и подзаконными актами государство установило определённые сроки для «принудительного» перехода к процессу инвестирования в новые энергосберегающие технологии (например,Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 1830-р об утверждении плана
мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации). Помимо этого, также нормативно установлены рекомендации для проведения проверки энергоэффективности отдельных систем и установок предприятий системы ЖКХ, так называемого энергоаудита (согласно приказаМинпромэнерго РФ от 4 июля 2006 г. N 141). При этом проводить энергоаудит могут только предприятия, состоящие в саморегулируемых организациях в области энергетического обследования (п. 5 ст. 15 Закона).

Также нормативно, Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 сентября 2010 г. N 394 был установлен примерный перечень мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов", что также способствует подстёгиванию предприятий инвестировать в новые технологии.

Всё вышеуказанное должно способствовать привлечению инвестиционного капитала в инновации и новые технологии в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако необходим определённый временной промежуток для того, чтобы субъекты экономической деятельности осознали не столько желание государства инвестировать в инновации в данную область, сколько самостоятельное желание снизить энергозатраты, себестоимость конечной продукции и, конечно, возможность повышение экономической эффективности и прибыльности.

 

Нормативные акты, используемые при написании данной статьи:

  1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
    "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 8 мая, 27 июля 2010 г., 11, 18 июля 2011 г.)

  2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ
    "О теплоснабжении" (с изменениями от 4 июня, 18 июля 2011 г.)

  3. Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 18
    "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов"

  4. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2010 г. N 646
    "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме"

  5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354
    "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

  6. Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 1830-р
    (с изменениями от 22 апреля, 2, 23 сентября 2010 г.)

  7. Приказ Министерства регионального развития РФ от 2 сентября 2010 г. N 394
    "Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов"

Оформление наследства

Юридическое оформление наследства -- это право наследника. В случае когда наследник принимает решение о юридическом оформлении наследства, то ему следует обратиться в нотариальную контору до истечения шестимесячного срока с даты смерти наследодателя.

Если у Вас плотный график и Вы не можете лично заниматься оформлением своего наследства, то Вы всегда можете обратиться к нам.

Оформление наследства можно рассматривать, как процесс получения документов на имущество, передаваемое наследникам по закону или по Завещанию. Это длительный и сложный, но во многом предсказуемый процесс. Однако многие вопросы данной сферы неразрывно связаны с внутрисемейными отношениями, поэтому требуют деликатного подхода. Даже в очень дружных и со всех сторон благоприятных семьях могут возникать серьезные разногласия относительно установления прав и обязанностей каждого наследника.

В таких ситуациях совершенно разумно обращаться за помощью к профессионалам - в юридическую компанию. Специалисты не только помогут разобраться в спорных вопросах, но и соберут все необходимые документы для вступления в наследство, освободив тем самым клиентов от нервотрепки в различных инстанциях. Профессиональный подход в оформлении наследства также поможет сократить до минимума финансовые расходы, связанные с ведением наследственного дела и вступлением в права на имущество. И сбережет время клиентов, ведь ответственность за все вопросы, включая те, которые решаются в судебном порядке, целиком и полностью ложится на юристов по наследству.

В городе Санкт-Петербург оформление наследства вы можете доверить нашей компании. Предоставляемый сервис может включать в себя самые разные услуги, актуальность которых определяется и согласуется индивидуально с каждым клиентом. Кому-то необходимо просто сэкономить время, доверив сбор документов и ведение наследственного дела профессионалам, а кому-то требуется серьезная помощь в суде и в других органах. Иногда к нам обращаются только за консультациями, и мы стараемся максимально полно и развернуто представить наследнику его перспективы и возможности, а также предлагаем конкретные решения в сложных и спорных ситуациях. Вне зависимости от обстоятельств каждого отдельно рассматриваемого дела, мы всегда действуем исключительно в интересах клиента, и если возникают серьезные разногласия  между несколькими заинтересованными сторонами, предпринимаем все необходимые действия для благоприятного разрешения дела в судебном и внесудебном порядке. Разумеется, с акцентом на интересы нашего клиента.        

Наш опыт показывает, что очень многие люди сталкиваются с трудностями оформления наследства по банальной причине - у них просто отсутствуют все необходимые документы. Срок вступления в наследство истекает, и право на имущество совершенно законно переходит другому человеку.  Действительно, чтобы получить наследство, нужно собрать определенный пакет документов для вступления в наследство. Самые важные из них, это свидетельство о смерти наследодателя,  подтверждающие родство документы, выписка из домовой книги и справка из паспортного стола (подтверждающие регистрацию наследодателя по определенному адресу), собственные документы, удостоверяющие личность. Но это только основные бумаги, и их сбором дело может не ограничиться, - вот здесь и возникают настоящие трудности с оформлением наследства. Приведем простой пример. Если один из претендентов на наследство начинает процесс в суде, другая сторона должна в кратчайшие сроки найти и представить документы, подтверждающие права наследования, а также целый ряд других документов, выписок и подтверждений, имеющих отношение уже к рассматриваемому вопросу, к конкретному делу, а не к наследству как к таковому. Например, один из претендентов объявляет другого «Незаконным наследником» и начинает процесс в суде, в ходе которого приводит различные доводы в пользу своего обвинения. Некоторые претенденты, не мудрствуя лукаво, заявляют, к примеру, о том, что наследник имеет проблемы с алкоголем или наркотиками, что он плохо относился к наследодателю и всячески ему вредил. Если человек в таких обстоятельствах не будет защищаться, если он не сможет подтвердить свою репутацию, он вполне может быть объявлен «Незаконным наследником» и лишиться всех прав на имущество, которое должно было достаться ему по праву. Без помощи профессионалов в таких обстоятельствах не обойтись. Грамотный юрист по наследству буквально за считанные минуты вникнет в суть обвинений, в суть дела, бесстрастно оценит ситуацию, разработает и реализует наиболее оптимальную линию защиты, и выиграет дело. Разумеется, одни знания законов здесь не помогут, и юристу придется найти реальные, подтверждающие хорошую репутацию клиента, документы и свидетельства. Это серьезная работа, требующая высокой квалификации.

Наша компания предоставляет юридическую помощь в любых вопросах, и мы из практики знаем, что наследственные дела, ведущиеся в судебном порядке, могут быть очень запутанными и сложными. Чем раньше клиент обратиться за помощью к специалистам, тем выше будут его шансы достичь своих целей в получении наследства, особенно, когда существуют спорные вопросы между несколькими претендентами на наследство.     

Но выше был рассмотрен скорее чрезвычайный вариант развития наследственного дела, нежели обычный процесс вступления в права на наследство. Однако и такие дела имеют место в современной практике, поэтому клиенту лучше быть готовым ко всему, и полностью доверить ведение наследственного дела юристам, причем с самого начала.

В городе Санкт-Петербург вы можете заказать оформление наследства «под ключ» в нашей компании. Нужно ли вам просто сэкономить время на сборе документов или требуется профессиональная помощь в суде - мы в любом случае найдем самое оптимальное решение и притворим его в жизнь силами собственных сотрудников незамедлительно.